RU EN
0
Корзина

Ответы на вопросы

Почему поверхность игрушек не идеально гладкая? Не признак ли это плохой обработки игрушек?

Мы покрываем изделия только один раз, ведь дерево не должно быть полностью скрыто под слоем краски. Высушенное дерево, если поверхность его дышит, то есть не закрыта плотным слоем краски, идеально с точки зрения чувства тепла: вспомните дом из бревен в нем тепло зимой и прохладно летом.

Многие игрушки, особенно для самых маленьких, выпускаются в натуральном, не окрашенном виде. Сопротивление материала в виде шероховатости и бархатистости, различие на ощупь разных пород дерева, наличие хорошо различимых мягких и более резких граней прекрасно способствует развитию чувства осязания ребенка.

Почему некоторые композиции не очень легко собираются, фигурки довольно туго входят в предназначенные для них места?

Композиции по сказкам (в прайсе они называются «пазлы») выпиливаются из одного целого куска дерева тоненькой пилкой для лобзика. После покраски ворс приподнимается и как бы увеличивает в объеме все части изделия. В процессе игры, после того как части несколько раз потрутся друг об друга, поверхность загладится и собирать игрушку станет легче. Родители могут помочь в этом процессе ребенку, несколько раз собрав и разобрав игрушку.

Сборка композиции требует терпения и воспитывает его. Забивание перекосившейся детали кулачком ни к чему не приведет, нужно тонкое осязательное чувство для выравнивания косо расположенной детальки. Да, с пластмассой все проще – она однородна, а у деревянной игрушки есть характер. И этот характер нужно преодолеть.

На некоторых разборных игрушках на каждой части есть какие-то знаки. Что они означают?

В нашей мастерской используются простейшие станки, работающие при помощи электроэнергии. Например, вместо обычного ручного лобзика мы используем электрический, где тонкая пилка быстро движется вверх вниз, а мастер подает заготовку так, чтобы пилочка шла по предварительно нанесенной линии. При таком способе пиления все изделия получаются немножко разные, так как невозможно попадать точно в линию, и поэтому в наших композициях, где несколько персонажей выпиливаются из одного кусочка дерева и плотно прилегают друг к другу, нам приходится маркировать каждую деталь, поскольку, если части нескольких, казалось бы одинаковых, сюжетов перемешаются, собрать их в единое целое будет невозможно.

Из какого дерева изготавливаются игрушки?

Композиции наши мы делаем из березы у неё белая, прочная древесина, на которую краски ложатся почти так же легко, как на бумагу. Конструкторы выполнены из липы, теплой, легкой, бархатной на ощупь или из сосны - светлого, пахучего хвойного дерева. Березовый и хвойный лес, из которого получаются наши игрушки, растет в Ярославской области в районе Костромских разливов реки Волги, вдали от крупных промышленных предприятий. Липу для нас заготавливают в селе Липицы, где же ещё)...

Какие краски используются для росписи и окраски?

Мы используем для художественной росписи акриловые краски фабрики «Невская палитра». Они не содержат тяжелых металлов и безопасны для детей, о чем говорит наш сертификат, копию которого вы можете увидеть на сайте. После росписи красочный слой фиксируется акриловым лаком. Для окрашивания одноцветных деталей например, деталей конструкторов, мы берем жидкий воск фирмы «Биофа». Он специально предназначен для окрашивания игрушек для детей, имеет европейский сертификат качества. Воск обладает прекрасным запахом в него добавлены лавандовое и эвкалиптовое эфирные масла. При покрытии воском игрушки нужно отполировать куском чистой хлопковой ткани, при этом удаляется излишек воска, который первое время может слегка окрашивать руки. Мы не можем обеспечить достаточную полировку каждой детали конструктора (см. вопрос о трудоемкости изготовления игрушек)

Насколько безопасны игрушки? Сертифицированы ли они?

Игрушки сертифицированы как безопасный товар для детей от 3 лет, при игре с детьми более младшего возраста нужно обращать внимание, что некоторые композиции содержат мелкие части.

Как почистить запачкавшуюся игрушку? Можно ли просто помыть ее водой?

Композиции прослужат долго, если их не мочить, не заливать какой-нибудь жидкостью. Но каждую фигурку можно аккуратно протереть слегка влажной тряпкой. Не нужно сразу после этого собирать игрушку в единое целое! Подождите, пока она просохнет как следует.

Что делать, если игрушка бракованная?

Древесина неоднородный материал. На всех этапах изготовления игрушки мы стараемся обращать внимание на качество изделий. Иногда встречаются скрытые дефекты, микротрещины, пустоты, заполненные смолой. Береза при впитывании или отдаче влаги легко меняет свою форму, коробится. Кроме того, во многих случаях критерии брака мастерской и покупателя не совпадают. Некоторая шероховатость, белые сучки, придающие рисунку неповторимость, с нашей точки зрения допустимы. Все явно бракованные изделия мы обмениваем на новые или возвращаем за них денежки. Чтобы мы смогли договориться, от покупателя требуется фото дефекта или, в крайнем случае, само изделие, присланное нам за наш счет.

Почему ваши игрушки дороже «обычных» ? Из чего складывается цена на игрушку?

Для того, чтобы сделать нашу игрушку, над кусочком деревянной доски нужно произвести много операций. Ствол дерева спиливается, обрубаются ветки, доставляется на место распиловки на доски. Пилорама пилит ствол на доски разной толщины. Далее рабочие отбирают доски без сердцевины и грузят на машины они поедут к нам в мастерскую. Это то, что происходит с деревом вне нашей мастерской. Далее доски сохнут либо в сушилке, где их нагревают и обдувают несколько дней, либо на открытом воздухе, где доски, сложенные штабелями, оставляют на долгое время. Сухое дерево нам нужно простругать так оно становится гладким и ему придается необходимая толщина. Вот теперь перед нами доска, с которой работают наши мастера. На доску наносятся штампами контуры будущих изделий. Теперь на лобзике мастер выпиливает по контуру много изделий сразу, складывает их в ящик. Далее он обрабатывает их на шлифовальной машине, делая гладкими и придавая необходимую форму. Потом он у некоторых изделий делает плавные грани при помощи фрезеровального станка. Сверлятся отверстия, если они необходимы. Потом ящики с заготовками поступают на место, где их будут доводить до того состояния, когда на них будет можно рисовать. Для этого все детали ещё просматриваются и слегка шлифуются вручную ничто не может заменить этого дополнительного «осмотра руками». Детали композиций маркируются. В разобранном виде композиции направляются в комнату к художницам. Далее роспись, покрытие лаком (для закрепления росписи), дополнительная шлифовка, сборка, для которой необходимо найти одинаковые метки. На складе окончательная проверка качества, комплектация печатной продукцией и упаковка. Итак, мы насчитали двенадцать-пятнадцать операций только внутри мастерской. Некоторые игрушки, прежде чем попадут к вам в руки, побывают в руках у десятка разных рабочих, которые произведут с ними до двадцати операций. Такой процесс, в котором используется много труда, называется трудоёмким. Поэтому наша игрушка не может стоить так дешево, как, например, пластмассовая или даже деревянная, но машинной обработки.

Стоит ли какая-либо идея за вашим производством? Являются ли ваши игрушки «вальдорфскими»? Чем вы руководствуетесь при поиске тех или иных цветовых сочетаний? Почему некоторые игрушки выглядят незаконченными, например, не всегда до конца прорисованы лица?

На «идейные» вопросы отвечаем общим текстом.

Некоторые наши представления о том, какой должна быть игрушка, во многом совпадают с представлениями вальдорфской педагогики (см. историю мастерской), но все же нужно понимать, что мы имеем в виду, когда говорим «вальдорфская» игрушка, поскольку нет никакого особого органа сертификации, который бы это однозначно определял.

Игрушка, прежде всего, должна быть адресована ребенку, говорить с ним на его языке. Творящие силы, из царства которых маленький человек приходит на Землю, проявляют себя в природном окружении. Поэтому игрушки изготавливаются из природных материалов, в которых как бы запечатлены силы роста – прежде всего это дерево, ткань из натуральных растительных волокон, шерсть животных, воск. Красители тоже лучше использовать натуральные – растительные или минеральные, цвета, которые они дают, гораздо реже создают диссонанс. Мы постоянно находимся в поиске более совершенных цветовых сочетаний в игрушке, ориентируясь на цветовой круг Гете, традиционный для вальдорфской педагогики, в котором цвет, плавно перетекая из одного в другой, замыкается в круг.

Для покрытия неокрашенной поверхности используются натуральные растительные масла – льняное, например, или воск, которые хорошо сочетаются с деревом. Часто мы оставляем поверхность игрушки вообще без покрытия, что позволяет легко расписать игрушку самому ребенку. Поверхность дерева в идеале должна обрабатываться мастером и художником вручную или с использованием простейших приспособлений – тогда изделие будет нести глубокий отпечаток человеческой индивидуальности. Стиль каждой нашей художницы вполне узнаваем. Снизу, на основании композиции по сказочным сюжетам, мы ставим штамп с именем художницы, которая над ней работала.

Сюжетами для наших композиций служат сказки – они близки ребенку дошкольного возраста, содержат знание о мире в той форме, которая ему доступна. Для живописного исполнения характерны упрощенные, но динамичные формы, без карикатурных и преувеличенных подробностей, с соблюдением пропорций тел человека и животных, без дробления целого на части, целостность образа важнее деталей. Например, отсутствие прорисованных лиц у некоторых персонажей оставляет возможность ребенку увидеть их в том настроении, которое соответствует его настроению или фантазии. Если же у куклы предельно проработана внешность, тонко нарисовано лицо, это, скорее, игрушка для взрослых, для коллекционеров.

Композиции, складывающиеся в одно целое, выпиленные из одного куска дерева, мы называем пазлами, но по сути это не так – пазл разбит на примерно одинаковые по форме и размеру части, а части наших композиций – фигурки людей, животные, растения. Деление живого целого на части не должно происходить в том возрасте, когда ребенок пребывает в мире сказки.

При разработке новой игрушки мы думаем о том, какие чувства ребенка могут быть затронуты и развиты при помощи нее. Правильное восприятие цвета (как часть зрения) при восприятии ярких, но не агрессивных природных красок и их сочетаний, развитие осязания как результат контактирования с природными, близкими ребенку материалами, чувство равновесия при игре с игрушками на баланс, безосевыми пирамидками, строительстве башен из элементов конструктора, чувство движения (проприоцепция и кинестезия) – при игре с конструкторами, движущимися игрушками, обоняние – присутствие тонкого аромата дерева и натуральных эфирных масел .

Что для вас идеальная детская игрушка?

На наш взгляд, идеальная игрушка создана для игры. Для игры, которая выполняет ВСЕ развивающие задачи и не может быть заменена какими-то особенными «развивающими мероприятиями», как это понимают взрослые, забывающими, где находится вход в мир детства (мы не всех взрослых имеем в виду). Для игры, в которой развиваются такие силы, на которые сегодня не принято обращать внимание. Мы имеем в виду развитие сопереживания, сочувствия персонажам игры – при разыгрывании близких ребенку сказочных сюжетов, развитие фантазии, умение перевоплощаться и строить мир исходя из своей фантазии – воплощать задуманное, для чего необходимы сильные волевые качества – терпение, умение доводить игру до конца. Хочется обратить особое внимание родителей на то, что игра закончена, когда разобранная композиция сложена в единое целое.

С тем, как мы обращаем внимание на развитие чувств ребенка, мы будем встречаться и при ответе на другие вопросы.